Цирк – как много в этом слове радости, восторга, удивления, словом, самых ярких эмоций и впечатлений. И весь этот спектр счастья каждому, независимо от его возраста, дарит бородинский образцовый художественный коллектив акробатическо-цирковой студии «Балаганчик» вот уже целых 30 лет.

— Эти годы пролетели как-то незаметно, — с улыбкой говорит Валентина Петровна Глазырина, заслуженный работник культуры Красноярского края и бессменный руководитель «Балаганчика». – На самом деле наш юбилей должен был состояться ещё год назад, но пандемия расстроила все планы. И всё же оставить такую дату без внимания мы, конечно же, не могли.

Во Дворец культуры Валентина Петровна пришла в 1990 году. До этого она работала в Доме пионеров и школьников:

— Там даже не было собственного помещения и нам приходилось ходить по школам. Поэтому когда мне поступило предложение перейти в ДК, я охотно его приняла. Вначале я руководила акробатическим кружком, так как в Красноярске у меня уже был такой опыт. А в ДК мы работали с моим бывшим учеником Дмитрием Кокряцким, и поскольку он окончил мастерскую циркового искусства мы решили организовать цирковую студию.

Первый выезд молодого коллективом был в красноярский Дворец труда, где они сразу же стали дипломантами.

— В то время наша команда состояла примерно из шестидесяти человек, — вспоминает Валентина Глазырина. — Поначалу жанров было мало: акробатика, йога, хула-хупы и кольцо. Постепенно мы начали работать и в других направлениях. Реквизит у нас тогда был самодельный. Что-то изготавливали на РМЗ. Профессиональный же появился гораздо позднее.

Сама Валентина Петровна Глазырина настолько трогательно, с любовью и упоением рассказывает о родном коллективе, что не остаётся никаких сомнений – это её семья, смысл её жизни:

— Никогда ничего другого я для себя не хотела. Все эти годы я занимаюсь любимым делом. От всей души радуюсь успехам каждого ребёнка, даже самым незначительным, ведь весь путь, от малых побед до больших, мы проходим вместе.

В большой семье «Балаганчика» выросло немало талантливых учеников. Вместе с Валентиной Петровной в коллективе работают две её бывшие ученицы, две Татьяны. Они, как правая и левая руки, выполняют разную, но одинаково значимую работу в большом и сложном «механизме» цирковой студии.

Татьяна Владимировна Гуменюк сама когда-то пришла в «Балаганчик» маленькой девочкой, а с 2008 сама она преподаёт основы циркового

искусства и признаётся, что работа над художественным оформлением номера гораздо сложнее, чем отработка технических элементов:

— Для красивого и зрелищного номера требуется масса деталей. Постановка может занять непредсказуемое количество времени. Сначала я смотрю на ребёнка: каковы его способности, насколько он артистичен, в каком жанре работает, а потом начинаю подбирать подходящие для него образы. Если номер групповой, то нужно точно учитывать особенности каждого участника, чтобы всё было слаженно. Создавая концепцию, я стараюсь максимально раскрыть возможности детей. К примеру, определённая музыка может раскрепостить зажатого ребёнка и заставить улыбнуться даже самого неулыбчивого. Вдохновить ее на новые идеи могут мультфильмы или кино. Иногда сами ребята предлагают что-то использовать, она прислушивается к ним.

В юбилейном концерте будет четырнадцать ярких номеров, абсолютно разножанровых, не похожих друг на друга, чтобы зритель смотрел представление на одном дыхании от начала до конца. Для достижения этого эффекта нужно долго и упорно трудиться. Но оно того стоит!

Татьяна Геннадьевна Сербунова в своё время пришла в «Балаганчик» в 11-летнем возрасте. Получив цирковое образование в Екатеринбурге, в 2004 году она вновь вернулась в родной ДК уже в качестве педагога:

— У меня есть основная работа в СУЭК, но без «Балаганчика» я уже себя не представляю. Поэтому с огромным удовольствием занимаюсь по три раза в неделю с младшей (5-7 лет) группой. Моя задача – научить малышей азам циркового искусства, дать им возможность полюбить его, преодолевая неизбежные на начальном этапе трудности. Я получаю от этого огромное удовольствие. Мне очень нравится развивать в детях их физические способности. Уверена, что все дети изначально талантливы, нужно просто уметь это разглядеть. Подстраиваясь под природу каждого ребёнка, мы постепенно выявляем в нём те или иные способности. Если он по-настоящему хочет добиться чего-то, то его не нужно заставлять, он сам к этому придёт. Главное – терпение и индивидуальный подход.

Ещё один бывший ученик Валентины Глазыриной – Антон Елашкин. Спустя 20 лет после выпуска она пригласила его для участия в юбилейном концерте с сольным номером.

— В «Балаганчик» я попал в шестилетнем возрасте по желанию родителей. Они хотели приобщить меня к физическим нагрузкам, так как я сильно болел. Конечно, мне не хотелось заниматься, были и слёзы, и скандалы, но потом как-то втянулся и незаметно для себя самого полюбил эти занятия, стал активно развиваться физически. А уж когда стали появляться первые результаты и я мог похвастаться перед приятелями своими умениями, то понял, насколько это здорово. Именно в «Балаганчике» я научился владеть своим телом, с лёгкостью выполнять довольно сложные элементы.

Здоровье Антона, к слову, поправилось, повысилась самооценка, появилась уверенность в себе. Кроме того, когда человек занимается акробатикой, у него начинают отлично работать не только вестибулярный аппарат, руки и ноги, но и включается мозг, ведь каждое своё движение ты постоянно прокручиваешь в голове, прежде чем его совершить. Разумеется, были и травмы, и растяжения, но результат, которого он добился, стоил того.

— По профессии я авиадиспетчер, но благодаря правильному детству и юности в мою жизнь когда-то прочно вошёл спорт – залог здоровья и физической силы. В юбилейном концерте я постараюсь продемонстрировать свой любимый номер «Игра с кубиками», технику выполнения которого я время от времени совершенствую. Огромное спасибо Валентине Петровне за оказанную честь и за тот потенциал, который она когда-то во мне открыла.

Путёвку в профессию от «Балаганчика» некогда получили и нынешняя артистка Росгосцирка Полина Симернина, и Наталья Деменчук, создавшая свой цирковой коллектив. И сегодня среди учеников бородинской студии есть те, кто видит своё будущее только в цирке. Одна из них – девятиклассница Елена Шавырина:

— Однажды меня просто привела сюда мама, и мы тогда не предполагали, что здесь я найду своё призвание. Пока я окончила лишь девятый класс, но через два года обязательно буду поступать в цирковое училище. В России этому искусству обучают в Москве, Твери, Улан-Удэ и Екатеринбурге, и я ещё не определилась с городом. Пока я совершенствую свои возможности и всегда стараюсь научиться чему-то новому, самому сложному и необычному.

Многие не задумываются о том, что за красотой, изяществом и лёгкостью артистов цирка стоит поистине титанический труд. Занятия в «Балаганчике» проходят минимум по три раза в неделю, по полтора-два часа, у малышей 45 минут. Старшие девочки занимаются каждый день, кроме выходных. И стараются не пропускать ни одной тренировки. А ведь школу никто не отменял! Прекрасный результат такого ответственного подхода – ежегодные призы за участие коллектива во всевозможных краевых, всероссийских и международных конкурсах, где «Балаганчик» многократно завоёвывал и продолжает завоёвывать лидирующие места. Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, Иркутск, Чита, Улан-Удэ, Екатеринбург – где только не гастролировал коллектив на просторах России. А в 2014 году бородинские артисты даже отправились в Испанию! Вот такая обширная география.

За 30 лет в акробатическо-цирковой студии «Балаганчик» сменилось не одно поколение талантливых детей. Сейчас в коллективе насчитывается порядка ?70? человек. И все они, словно маленькие детали одного большого пазла, своим творчеством создают для нас на сцене ту самую атмосферу радости, восторга и удивления, превращающую даже самого сурового взрослого в счастливого ребёнка.

Ирина Плишкина