Праздник, который отмечается в последнее воскресенье октября и известный в народе как День шофёра, популярен ещё с 1976 года. Правда, в соответствующем указе официально его назвали днём работников автотранспорта, но суть от этого не меняется: знаменательная дата населению страны понравилась.


С тех пор новое имя ей присваивали ещё трижды: в 1996-м она стала днем работников автотранспорта и дорожного хозяйства, а в 2000-м её отделили от дорожников, отдав им другой день. В 2012 году к работникам автотранспорта присоединили тех, кто занимается пассажирскими перевозками и сейчас он именуется так: День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Но его по-прежнему называют днём шофера или автомобилиста и празднуют все, кто имеет хоть какое-то отношение к транспорту вообще, в том числе и те, кто управляет автомобилем на любительском уровне. Ивсё же предпочтение отдаётся водителям-профессионалам, ведь грузовым транспортом, автобусами, трамваями, троллейбусами и такси управляют именно они.


– Профессиональное управление, конечно, очень отличается от любительского, – убеждён Вячеслав Крючков, водитель первого класса. – Мне доводилось работать на разных видах автотранспорта и в каждом из них есть свои особенности. Возить грузы – одно, а работать с пассажирами в городе – совсем другое.
Вячеслав Семёнович – потомственный водитель, его отец и брат тоже шоферили. Поэтому, когда он ещё учился в школе в одном из сёл Саянского района, вопрос о выборе профессии не возник. После армии приехал в Бородино да так здесь и остался. Профессии, которая в крови, никогда не изменял: работал в УЖКХ, потом на автобазе разреза, где возил рабочих. Доставлял опасные грузы в Кемерово, а сейчас работает на городских пассажирских маршрутах. С годами освоил все водительские категории, получил первый класс – такая квалификация присваивается только тем, кто не просто может управлять всеми видами автотранспорта, но и способен на глубокий ремонт вверенной ему машины в любых условиях.


– Есть такое вещество: гипохлорит натрия или кальция, его используют в дезинфекции вместо хлорной извести, – рассказывает Вячеслав Крючков. – Поэтому чтобы их возить, водитель сдаёт специальный экзамен на ДоПОГ – дорожную перевозку опасных грузов. Я пять лет возил его на очистные сооружения в Кемеровскую область. Само собой, водитель должен понимать, что он отвечает не только за машину, но и за то, чтобы доставить такой груз в целости. Если случится авария, то весь этот яд окажется на дороге. Ответственность очень большая, конечно.
Но не меньшую важность имеет отношение водителя к работе в городских условиях. Работа на пассажирском транспорте тоже имеет свои тонкости: водитель обязан доставить пассажира в целости и сохранности. А ведь в городе дорожное движение всегда более сложное, нежели на трассе, здесь гораздо больше неожиданностей и непредвиденных ситуаций.


– Немногие понимают, что в работе водителя имеется очень большой риск, – говорит Галина, любимая супруга Вячеслава Крючкова. – На самом деле это опасная и трудная профессия. Дорога всегда непредсказуема, и может случиться всё, что угодно. Поэтому дома должно быть спокойно, чтобы человек, выезжая на маршрут, знал, что дома его ждут и ему рады.


Конечно, если жена понимает все сложности водительского дела, то такого шофёра можно считать счастливчиком. С супругой Вячеславу повезло – они уже отпраздновали серебряный юбилей семейной жизни. Правда, сыновья решили выбрать другую профессию, не связанную с дорогой. Старший сейчас учится в медицинском вузе, младший пока ещё в одиннадцатом классе, но тоже планирует получить высшее образование. Однако отец нисколько не препятствует их выбору, поскольку уверен: можно овладеть любой профессией, главное – чтобы она была по душе.

Алина ВЕТОШКИНА