В 2022 году исполняется 200 лет со дня образования Енисейской губернии. И во многих образовательных и культурных учреждениях проходят уроки, посвящённые этому важному историческому событию. Одно из таких занятий прошло на прошедшей неделе и в музее истории нашего города.

Посетители музея учащиеся восьмого класса совершили в этот день путешествие в 1822 год – в то время, когда по инициативе политического деятеля Михаила Сперанского была образована Енисейская губерния, ставшая историческим предшественником Красноярского края. Первым губернатором был назначен Александр Петрович Степанов.

На занятии школьники узнали о биографии этого человека, о его военной карьере, о том, как он из столицы попал в сибирские земли. И, конечно, о его деятельности во время своего губернаторства. Все 9 лет Александр Петрович Степанов активно занимался благоустройством, всю свою энергию направлял на решение проблем Красноярска, создал полицейскую и пожарную команды. Были построены больницы, богадельни, учебные заведения, аптека, городской сад, открылись первая в городе библиотека и типография. Во многом преобразилась общественная и культурная сторона жизни жителей.

Большое внимание губернатор уделял увеличению населения как в самом Красноярске, так и во всей вверенной ему территории. По его инициативе активно строились новые поселения, в число которых, вероятно, и входило село Бородино. Сотрудники музея рассказали ребятам, что по одной из версий именно Александр Петрович Степанов, будучи участником Отечественной войны 1812 года, предложил в память о сражении под известным селом в Московской области дать название  соседнего с нами село Бородино.

При этом новый управляющий сибирской земли старался сохранить культуру коренных жителей. Так, он много работал над словарём енисейских старожилов. Присутствующие на занятии в музее школьники попробовали отгадать, что означают некоторые слова. Многие из них оказались совершенно незнакомыми для ребят, но были и такие, что встречаются и по сей день. Теперь дети знают, что такие слова, как чага, шаньга, строганина, шлындать, мухлевать – наши, сибирские.

– Мы часто классом приходим на такие уроки в музей, — рассказывает Кирилл Косинов. – Иногда я и один прихожу. Было бы здорово, чтобы мы могли чаще заниматься здесь и подольше. Ведь на этих занятиях мы получаем такие знания, которых нет в школе.

Действительно, историческое погружение в прошлое у ребят длилось немногим больше тридцати минут, но и за это время они успели лучше узнать свой родной край.

Ольга СУПРУН