В конце апреля были подведены итоги краевого конкурса «Учитель года Красноярского края – 2022». В десятке лучших педагогов края оказалась и учитель бородинской школы №1 Наталья Владимировна Вельяминова.

Педагогический стаж учителя химии Натальи Вельяминовой составляет 20 лет, и победа в этом конкурсе – не единственная. За многие годы она показала себя хорошим профессионалом на педагогической ниве. Однако, как признаётся Наталья Владимировна, «дружба» с химией была не всегда, да и за место в школе пришлось побороться.

– У меня в жизни случается закон парных случаев. Я попала в школу №1 не сразу, причём как при устройстве на работу, так и будучи ученицей, – рассказывает о своём пути к педагогической деятельности Наталья Владимировна. – После поступления в первый класс так получилось, что из-за смены места жительства меня вскоре вывели из школы. Но благодаря настойчивости папы, который привел убедительные доводы, я вернулась в школу к своему любимому первому учителю Зинаиде Константиновне Балакиной. Наверное, именно она и посеяла во мне желание быть учителем и стала образцом и примером. Мне очень хотелось быть похожей на неё. Она была неимоверно сдержанна, всегда спокойна, открыта к людям, в меру требовательна. На каждом уроке была какая-то изюминка, дети бежали в класс с радостью.

А вот химию в школе Наталья не любила. Конечно, как исполнительная ученица, она учила, зубрила, запоминала и даже участвовала в олимпиадах как по химии, так и по другим предметам. Но душа к этому предмету не лежала.

– Наверное, у каждого человека есть случай, который определяет его судьбу, – продолжает Наталья Владимировна. – В моей жизни такое произошло, когда я выиграла на одной из олимпиад и получила путёвку в интенсивную профильную школу по химии. Это было после 10 класса, там-то и случилась любовь. С нами работали студенты, которые обучались в педагогическом университете. И они настолько интересно все рассказывали! Вот, например, уравнение реакции. Дети в школе пишут его и думают: «Как же это выучить, как это запомнить?». В интенсивной школе этого не нужно было делать. Нам показали химию жизни, как эти вещества работают и применяются в привычной обстановке. Это захотелось изучать! И когда я вернулась домой, то окунулась в книги, энциклопедии, стала составлять схемы, плакаты. Тогда я и приняла решение, что буду учителем химии.

Но преграды на пути к призванию на этом не закончились. Молодому педагогу не сразу удалось попасть в родную школу. Хоть она уже и проходила здесь практику, после окончания университета оказалось, что ставки учителя химии нет. Поэтому начинала свою профессиональную деятельность Наталья Вельяминова педагогом дополнительного образования в Доме пионеров и школьников и вела кружок естественно-научного направления, по совмещению работала учителем химии в школе №2. Потом была должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на станции юных техников, заместителя директора по воспитательной работе в первой школе и только через несколько лет – учителя химии.

Сегодня Наталья Владимировна Вельяминова – успешный учитель не только по результатам конкурсов, но и по успехам своих учеников, которые регулярно участвуют в региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, химических диктантах.

– Я стараюсь, конечно, зажечь детей, включить в урок активную деятельность, преподнести предмет так, чтобы ученикам было интересно, научить их не просто выучить тему, а мыслить логически. Но нужно понимать, что химия – это всё-таки очень сложная наука, не зря она в последнюю очередь вводится в школьный учебный план. И большую роль здесь играет и насколько ребёнок хорошо понял темы в самом начале, и даже то, как он учится по другим предметам, и насколько в целом он стремится получить знания. Но самый главный результат моей работы – это когда дети, которые уже окончили школу, возвращаются и говорят: «Спасибо!». И это не только о предмете химии, а также об умении учиться – о навыках проектирования, исследования. Вот после таких отзывов ты понимаешь, что в этом и есть твоя миссия.

Ольга СУПРУН