Оберегать, помогать, поддерживать – в этих словах, пожалуй, наиболее точно заключён смысл деятельности работников социальной сферы, которые 8 июня отмечают свой профессиональный праздник.

Работу с людьми, оказавшимися в трудной житейской ситуации, для себя избирают немногие. И это понятно, ведь социальный работник берёт ответственность за каждого своего подопечного, заменяя ему семью, а зачастую и становясь тем единственным «родным», с кем можно разделить одиночество, поделиться душевными переживаниями. Конечно, не все готовы настолько проникнуться жизнью чужих людей и принять на себя заботу о них. К счастью, в социальной сфере города Бородино трудится довольно большой штат: 10 сотрудников работают в управлении социальной защиты населения и 64 – в комплексном центре социального обслуживания населения, из них порядка 40 человек занимаются надомной работой с одинокими людьми.

Наталья Валерьевна Пахорукова начала свою трудовую деятельность как социальный работник с 2013 года. С тех пор в иной профессии себя не представляет:

–Всегда мне нравилось помогать людям. Сначала заботилась о семье: детях, муже. Работала в разных сферах, но волей случая однажды оказалась здесь. Уже практически 9 лет я работаю социальным работником. Мне по душе заботиться об одиноких пенсионерах, наполнять их жизнь смыслом. Вся моя работа, как мне кажется, основана на взаимопонимании и уважении. Старшему поколению необходимо общение. Ведь, бывает, что у них есть и дети, и внуки, но все они заняты делами и на бабушек-дедушек времени нет. А у меня помимо своей семьи на обслуживании находятся 12 одиноких пенсионеров, которые живут в частном секторе. А это, сами понимаете: и воды принести, и угля, и печку растопить. Дел хватает, особенно зимой. Но всегда так приятно, что эти люди смотрят на тебя детскими, наивными глазами, доверяют, как близкому родственнику. К примеру, пенсию получить, за покупками сходить. Я, в свою очередь, стараюсь где-то сэкономить, чтобы много не тратить. Понимаю, что они каждую копеечку берегут. У меня на обслуживании пожилые люди старше 80 лет. Есть даже кому 96! В таком почтенном возрасте бабушки и дедушки забывчивые, приходится по много раз повторять одно и то же. Они как дети. Я и обращаюсь с ними как с маленькими, чтобы ни ранить, ни обидеть. Отмечу, что у меня за все годы работы ни разу не возникало конфликтов с моими подопечными. В чём главная сложность моей работы? Скажу так: когда несколько лет ходишь к человеку, постепенно прикипаешь к нему как к родному. И когда он уходит из жизни, воспринимаешь это как личную трагедию…  В такие моменты очень грустно и тяжело.  Социальный работник должен, как мне кажется, быть добрым, отзывчивым, ласковым. Да, бывает очень тяжело и на семью не всегда хватает сил. Но вот сделаешь для человека доброе дело и увидишь его искреннюю благодарность со слезами на глазах – это, поверьте стоит того.

Часто в социальной службе работают семьями. Супруги Барабаш трудятся в КЦСОН вместе. Обязанности у них совершенно разные, но в конечном итоге они оба работают на благо людей.

 Надежда Барабаш трудится в службе с 2017 года.

— Сначала была бухгалтером, потом специалистом по социальной работе в организационно-методическом кабинете, затем стала работать на надомном обслуживании в частном секторе, — рассказывает Надежда. — В данный момент я забочусь о 10 пенсионерах. Наверное, каждому в профессии хочется быть нужным. А в моей работе это очень чувствуется, ведь на меня надеются люди, оказавшиеся в непростых жизненных обстоятельствах. В чём-то эта профессия, безусловно, трудная, но мне она нравится. Вообще, социальный работник – это специалист широкого профиля. Он и психолог, и немножко юрист, и хозяйственник. Стараюсь развиваться во всех этих направлениях, чтобы суметь помочь своим подопечным по разным вопросам.

Дмитрий Барабаш занимается экономической работой:

– В социальной сфере я с 2011 года, – рассказывает Дмитрий. – В мои обязанности входит планирование бюджета всего нашего учреждения. Помимо этого, я занимаюсь всевозможными закупками для КЦСОН. Так, например, в 2020 году нами была приобретена достаточно обширная материальная база. Это и тренажёрный зал, и реабилитационное оборудование, и компьютерная техника – необходимые вещи для получателей наших услуг, посещающих занятия в центре социального обслуживания. Результат моей ежедневной работы – довольные лица людей. И мне, безусловно, это приятно.

Хотя супруги и работают в одном учреждении, практически они там не встречаются в силу разных обязанностей. Однако, по признанию каждого, есть кое-что общее в их деятельности – это помощь в создании наиболее благоприятных условий для социально уязвимой категории людей. И семья Барабаш уверяет, что всех их коллег по службе объединяет особая сплочённость во имя помощи. В этом, как они считают, и есть главная ценность их работы.

Каждый день в комплексный центр социального обслуживания поступают благодарности от получателей услуг.  Люди говорят «спасибо» за помощь по хозяйству, но всё больше за заботу и душевное тепло. Практически всегда пожилые пенсионеры относятся к своим соцработникам как к родным, впуская их не только в свои дома, но и в сердца, бережно отогретые добрым к ним отношением.

Хочется верить, что тот огромный ресурс милосердия, который отдаёт своим подопечным социальная служба, никогда не иссякнет, а будет лишь приумножаться. Ведь добро, как известно, имеет свойство возвращаться к тому, кто им поделился. 

Ирина Плишкина