На днях во Дворце культуры состоится премьерный отчётный концерт творческой студии «Artist». В этом, пока ещё молодом коллективе юные дарования обучаются вокалу и актёрскому мастерству. Руководит им начинающий, но очень перспективный и обаятельный педагог Людмила Безуглова, которая с удовольствием рассказала нам  обо всех тонкостях своей любимой работы.

— Людмила Александровна, с чего начался ваш творческий путь?

— Он начался ещё в селе Овсянка, из которого я родом. Музыкой я увлекалась с детства, потому и пошла сначала в музыкальную школу, а затем поступила в красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича. Следующей моей ступенью стала Академия музыки и театра (ныне институт искусств им. Д.А. Хворостовского). В то время я очень увлеклась ещё и актёрским мастерством. Именно эту специальность я в итоге выбрала для себя, и ни сколько не пожалела. Дело в том,  что для вокалиста важно не только красиво петь, но и уметь проживать на сцене маленькие роли. Но это должно быть не просто какое-то позёрство, а настоящая актёрская игра. Я отчётливо представляла себя в этом жанре, и вот, по воле судьбы мне довелось оказаться в Бородино, где мои мечты начали приобретать реальные очертания.

— Вы мечтали стать педагогом? 

— О, нет! Никогда даже и не предполагала такого поворота. «Я – педагог??? Да вы что???», — именно так я могла бы сказать (смеётся). Для меня это было чем-то невозможным. Но в Бородино мне, как раз-таки, предложили обучать детей вокалу и актёрскому мастерству. Поначалу я дико боялась, ведь маленькие дети – это такая ответственность! Я знала, что мне предстоит стать для них проводником в мир искусства и сделать всё, чтобы они полюбили его через меня. Очень боялась совершить ошибку, но, как видите, решилась, и безумно этому рада!

Всё началось прекрасно, но из-за пандемии мы с моими ребятами долго не могли нормально заниматься, много времени упустили. В общей сложности активно работали мы примерно полтора года. Но даже за столь короткое время я поняла, что всё это не зря. Пусть у меня нет опыта, но желание моё теперь просто огромно! Я вижу эти горящие глазки, вижу, как они стремятся, стараются, добиваются того, чего я хочу. И им это нравится!

— Ваши воспитанники нам по секрету рассказали, что вы на уроках пользуетесь какой-то супер интересной методикой.

 — Да. Я сама учусь, и как педагог, и как исполнитель. Мне всегда хочется найти что-то новое для собственного развития и роста, чтобы потом передать это детям. И сейчас я открыла потрясающую методику афроамериканской исполнительницы Шерил Портер. Наткнулась на неё, когда искала наиболее доступные для детей способы работы со своим голосовым аппаратом, и была очарована ею! Её упражнения и распевки – это просто чудо. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, словами это не объяснишь.

— Разве не достаточно просто петь и тем самым тренировать свои природные данные? Зачем изобретать велосипед?

— Понимаете, технику вокала нужно объяснить так, чтобы дети не только поняли для чего это, но и смогли потом сами над собой работать. Я всегда говорю ребятам, что моей работы в их успехах лишь 20 процентов, остальные 80 – это их собственный труд. Ну не могу же я сама просто так взять и «нажать» на все их скрытые рычажки, чтобы запустить механизм красивого голоса. Всё это познаётся на таких ощущениях, которые они сами должны в себе раскопать, ведь каждый организм уникален и требует разных подходов. Американский вокал, который демонстрирует Шерил, отличается от русского мягким произношением звуков, а наша речь, особенно в Сибири, отличается довольно «плоским» звукоизвлечением. Это создаёт определённые барьеры на пути к хорошему вокалу. А упражнения этой исполнительницы помогают нам легко решать сразу множество проблем, кроме того, они настолько необычные и интересные, что дети приходят от них в восторг. Для меня самой эта методика была открытием, ведь мне такого не преподавали.

— Приведите, пожалуйста, хотя бы пару примеров упражнений.

— Вот, допустим, нужно нам почувствовать так называемую опору для голоса. Если её нет, мы выдыхаемся и не можем спеть длинную ноту до конца. Что делать? Крутить обруч в процессе пения! Опора при этом появляется автоматически, и голос сразу начинает литься мощно. Сама бы я до этого не додумалась. Ещё пример: во время пения нельзя приподнимать плечи, так как сразу набирается много воздуха в верхнюю часть лёгких, нам же нужно заполнить их полностью, чтобы заработала диафрагма. Как избавиться от этой привычки? Взять в руки гири! Под их тяжестью поднимать плечи станет некомфортно, и через пару-тройку занятий тело привыкнет не делать этого.

— Не каждый ребёнок знает, что это вообще такое – диафрагма.

— Для наглядности я показываю детям картинки с изображением организма человека, где они видят, как внутри всё устроено. Мне в детстве этого не объясняли, и если бы в то время учили так же, думаю, что усвоила бы всё гораздо быстрее. Маленьких я учу через игры, детям постарше  рассказываю более подробно. Малышам важно вообще просто почувствовать своё тело, научить его самоконтролю.

— Вот тут, наверное, и начинается актёрское мастерство?

— Совершенно верно! Мы прямо ложимся на пол, поочерёдно напрягаем и расслабляем руки-ноги. Это всё поначалу кажется весёлым и забавным, но постепенно дети овладевают телом, что способствует как управлению голосом, так и правильным движениям на сцене. Дети начинают понимать, где нужно расслабить ту или иную часть тела, а где напрячь. С виду это кажется довольно простым, но детям, на самом деле, тяжело: дышать правильно, плечи не поднимать, носом не шмыгать. Всё время нужно за собой следить.

— Но ведь, в конечном итоге, не всех же можно научить петь?

— Это заблуждение! Петь могут все, но не все этого хотят. Дети приходят разные. Конечно же, педагогам хочется работать с изначально поющими детьми. Но бывает, что у ребёнка, кажется, ничего нет, кроме огромного желания. Ну как я могу отказать, если это его мечта?

— Но  как это возможно?

— Многое зависит от педагога. Мне самой не довелось встретить того, кто бы меня воодушевлял. «Не получается? Возьми что-то другое», — слышала я. А мне-то важно было понять, почему не получается. «У тебя не та природа», — следовал ответ. Возможно, именно по этой причине я когда-то ушла с вокального в актёрское. Ну, не та природа, что ж? Но потом я убедилась в том, что петь может  научиться любой. Ведь голос – это просто комплекс мышц. Пример: тощий, слабый юноша идёт в зал и накачивает мышцы, становясь мощным, сильным атлетом. Тот же принцип действует с голосом. Никогда не верьте, если вам говорят, что у вас нет данных. Они есть, просто нужно их вытащить наружу.

— А как же слух? Без него человек просто не понимает, какую ноту ему следует спеть. Разве не так?

— И слух у всех есть. Это тоже мышцы, только слуховые, и работая над ними, можно развить их так же, как и голос. А данные изначально у всех разные. Кому-то очень легко услышать и воспроизвести определённый звук, а другому для этого необходимо очень сильно потрудиться. Главное – огромное желание. У меня есть ребёнок, который вообще не попадал в ноты, но ему так хотелось научиться, что он старался изо всех сил. Через полтора года этот мальчик уже не просто может петь, а поёт на два голоса и хорошо держит свою партию. Сложности, конечно, остались, но колоссальный прогресс очевиден, так как человечек работал над собой.

— Так ли необходимо совмещать это ещё и с актёрством?

— У певцов, имеющих актёрское образование, есть ряд преимуществ. Бывают поющие дети, склонные, скажем, к профессии аниматора. Они быстро ориентируются в разных обстоятельствах, у них грамотная речь и, конечно же, хорошо поставленный голос. Такой ребёнок, выпускаясь из ДК, сможет не только просто хорошо петь, но и зарабатывать в другой сфере деятельности. Такие навыки всегда пригодятся.

— Как вы боретесь со стеснением детей?

— Стесняются все. Но спустя несколько весёлых, игровых занятий дети раскрепощаются. Ребята видят мою искренность, моё доброе отношение к каждому, и начинают идти на контакт. Я очень дорожу всеми, люблю их и вижу в них талант, потому хвалю и делаю всё, чтобы они сами замечали свой прогресс. Своим детям я, как верующий человек, всегда говорю, что Господь даровал нам хороший голос, чтобы мы могли им делиться со всеми, а не прятать этот дар за своим стеснением. Мы должны раскрыть свою душу зрителям, чтобы они наполнились радостными эмоциями после нашего концерта. Я стараюсь это внушить всем своим ученикам.

— Что для вас оказалось самым сложным в преподавании?

— Пока что я всё ещё сама обучаюсь и шагаю параллельно со своими учениками. Сложность на данном этапе – это искать как можно больше запасных вариантов для решения разных задач, чтобы не пришлось «валить» всё на отсутствие природных данных.

— Как возникла идея сотрудничества с рок-группой «Отдел культуры»?

— Всегда мечтала петь под живую музыку. В Бородино моей мечте суждено было сбыться. Когда я однажды услышала кавер на песню из фильма «Приключения Электроника» в рок-обработке, у меня, будто лампочка в голове зажглась! Так и родилась идея совместного творчества с группой Аркадия Викторовича Полякова, который тоже загорелся этой идеей. Мы всем сердцем старались воплотить в жизнь этот проект, и, надеюсь, зрители это оценят.

— Расскажите немного о грядущем концерте.

— У нас будет 16 номеров. Это и сольные, и групповые выступления, и дуэты. Каждый номер для нас очень важен. Я так переживаю за ребят и волнуюсь! Но точно могу сказать, что все они, и большие и маленькие – настоящие умнички.

— Людмила Александровна, каким будет ваше напутственное слово ребятам перед отчётным концертом?

— Экзюпери говорил, что все мы – дети, даже если уже давно выросли. Наше внутреннее ядро, всё равно детское. И мне хочется, чтобы на концерте наш зритель обнаружил в себе этого внутреннего ребёнка, пусть на какой-нибудь час, но снова обрёл ту наивность и восторженный, полный искренности взгляд. Убеждена в том, что для каждого взрослого это очень важно. Я прошу у своих дорогих ребят сделать всё возможное, чтобы так и произошло, ведь в этом и состоит миссия настоящего артиста. А ещё я обязательно скажу им, что верю в каждого из них, что у нас всё получится. Приходите на наш концерт и убедитесь в этом сами.

Беседовала

Ирина Плишкина