В России постоянно происходят изменения: то пандемия, то голосование… И вот теперь с 1-го июля потребителей электроэнергии настигло ещё одно новшество: установка «умных» электросчётчиков. Что это за приборы и чем они могут быть полезны обычному пользователю, нам рассказала Оксана Коробейникова, руководитель группы по связям с общественностью ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Оксана Вниаминовна, всем известны счётчики электроэнергии, а что такое «умные» счётчики? Чем может помочь «умный» счётчик простому потребителю?

— «Умные» приборы учета электроэнергии контролируют расход электроэнергии, дистанционно передают данные счетчика энергетикам, а также позволяют удаленно контролировать наличие или отсутствие напряжения у потребителя. Таким образом, благодаря таким приборам учета энергосбытовые и сетевые компании смогут дистанционно снимать показания, а потребителям электроэнергии, у которых установлены «умные» счетчики, показания передавать больше не придется. Кроме того, сетевые организации с их помощью смогут удаленно видеть нарушения в работе сети. Клиенту не придется дозваниваться в аварийные службы.

Как повлияет замена счётчика на расходы потребителя по электроэнергии?

— Замена счетчика не влияет на расход электроэнергии и размер платы – счетчик только фиксирует потребление. При этом замена устаревших приборов учета или счетчиков, у которых вышел срок метрологической поверки, на новые, современные, может помочь клиентам избежать неточностей и ошибок в показаниях.

Кто и в какие сроки будет менять приборы? Что потребуется от потребителя для замены: документы? Деньги? Еще что-то?

— Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», внесены изменения в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Если кратко сформулировать суть изменений в законодательстве, то 1 июля 2020 года ответственность за учет электрической энергии, в том числе – за установку и эксплуатацию приборов учета, несут в частном секторе – сетевые организации, в многоквартирных домах – гарантирующие поставщики электроэнергии. На территории Красноярского края, от Ермаковского района на юге до Кежемского района на севере региона, гарантирующим поставщиком является ПАО «Красноярскэнергосбыт». Клиенты оплачивать работы по установке, замене и обслуживанию приборов учета электроэнергии не будут. Для того чтобы сделать заявку, жителям частного сектора нужно обратиться в свою сетевую организацию, жителям многоквартирных домов – в ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Для обращения потребуется заявление в свободной форме (с указанием причины замены прибора), копии правоустанавливающих документов на жилье, копия паспорта с пропиской. Обратиться может не только собственник, но и человек, просто зарегистрированный по данному адресу.

Написать заявление и направить документы в Красноярскэнергосбыт можно без визита в офис, дистанционными способами: через личный кабинет на сайте компании, через Интернет-приемную на сайтенашей компании, по электронной почте kanz@kes.escrushydro.ru Нужно помнить, что бесплатные работы проводятся только по основаниям, прописанным в 522-ФЗ: в случае выхода прибора учета из строя, истечения межповерочного интервала, несоответствия его разрядности требованиям законодательства. Если клиент просто захотел установить счетчик «поновее» или «покрасивее» — в этом случае работы производятся на коммерческой основе. Постановлением установлен срок замены прибора учета – 6 месяцев с момента подачи заявления потребителем. Кроме того, согласно новому законодательству сетевые организации и энергосбытовые компании до 1 января 2022 года не обязаны устанавливать именно «умные» счетчики. Можно устанавливать и обычные. При этом Красноярскэнергосбыт, а также большинство сетевых организаций планируют (при наличии финансовой возможности) переходить на умные счетчики уже с июля: дистанционная передача показаний удобна и клиентам, и поставщикам электроэнергии.

Вопрос о наболевшем: часто люди спрашивают, почему счётчик «наматывает», даже если дома никого нет и все электроприборы отключены? Что делать в этих случаях? Будет ли происходить такое, когда установят «умные» счётчики?

— Простейший способ проверить, не воруют ли у вас электроэнергию: отключите дома абсолютно все электроприборы, обязательно выждите несколько минут. Если счетчик продолжает наматывать «киловатт-часы» — скорее всего, налицо несанкционированное подключение. Определить наличие «самохода» сложнее – здесь понадобится техническая экспертиза.
Снимать прибор самостоятельно нельзя. Нужно сообщить в жилищную компанию, в ПАО «Красноярскэнергосбыт» (для многоквартирных домов), в сетевую компанию (для частного сектора). Специалист составит акт осмотра и снимет прибор учета, после чего его нужно передать для проверки на эталонном оборудовании, обратившись в любую организацию, имеющую лицензию, в том числе, ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Проверка – услуга платная, её срок составляет примерно 10 дней. После предоставления справки о неисправности (самоход, погрешность) необходимо обратиться в Красноярскэнергосбыт или сетевую организацию для установки\замены прибора и принятия решения о перерасчете. В случае, если технический контроль не подтвердил неисправность прибора учета, необходимо погасить задолженность (если она имеется) и вновь установить прибор учета.

Как потребитель сможет перейти на тариф «день ночь»? Что это даст ему в плане экономии средств? И вообще, будет ли это экономить ему средства или, наоборот, расходы возрастут?

— Если прибор учета поддерживает эту функцию – необходимо обратиться для настройки в Красноярскэнергосбыт (жителям многоквартирных домов) или в сетевую организацию (жителям частного сектора). Эта услуга бесплатная, так как входит объем работ по обслуживанию интеллектуального прибора учета. Ночной тариф для многотарифных приборов учета действует с 23.00 до 7:00. Необходимо понимать, что вы действительно сможете перенести на этот временной интервал максимальное энергопотребление: например, отопление, работу «горячих полов», стирку и т.п. Прежде, чем принять решение об установке многотарифного прибора учета, ознакомьтесь с тарифами и примерно подсчитайте, выгодно ли Вам производить дифференцированный расчет. Для этого на сайте, в разделе «Тарифы, нормативы, соцнорма» есть сервис «Калькулятор экономической выгоды».

В каких домах будут менять счётчики? Только в МКД или только в частном секторе? Или вообще у всех?

— У всех. Это будет происходить не одновременно, а по мере необходимости, когда придёт срок замены счётчика у потребителя.

Если человек не умеет пользоваться личным кабинетом в Интернете, то как он сможет просматривать свои данные по электроэнергии? Что ему для этого потребуется?

— Если человек проживает в многоквартирном доме – он сможет просматривать данные так же, как делал это и раньше: месторасположение прибора учета не изменится. Жителям частного дома сетевая организация должна выдать собственнику специальный монитор (дисплей), на котором можно смотреть объем расхода электроэнергии. Кроме того, у крупных сетевых компаний есть дополнительные сервисы, например – СМС по запросу и т.п.

Как будет происходить весь процесс именно в городе Бородино? Какой порядок процесса будет здесь? Куда обращаться людям в случае вопросов, жалоб и получения разъяснений?

— Процесс единый для всей страны, мы уже об этом говорили.Жителям многоквартирных домов необходимо обращаться в ПАО «Красноярскэнергосбыт»:

— через личный кабинет на сайте компании;

— через Интернет-приемную на сайте нашей компании;

— по электронной почте kanz@kes.esc-rushydro.ru;

— в контактный центр по тел. 8-800-700-24-57.

Жителям частного сектора необходимо обращаться в свою сетевую компанию.

Беседовала Алина ВЕТОШКИНА